Святые Покровители пожарных

Личный состав российской  пожарной охраны  многонационален и,  соответственно, многоконфессионален. Среди её сотрудников и работников  встречаются  православные и католики, мусульмане и буддисты,  и иудеи и, конечно, материалисты. Этот факт должны учитывать  в своей повседневной работе руководители  противопожарной службы всех уровней  управления  и воспитывать подчинённых  в  интернациональном  духе дружбы народов и религиозной толерантности.  Хорошее  знание  религиозной принадлежности работников  и  сотрудников,  понимание их интересов способно оказывать благотворное влияние  на  эффективность  их  служебно-трудовой деятельности.                  
Защитницей от огня в православном мире испокон веков принято считать икону Богородицы Неопалимая Купина. Ежегодно в сентябре 4 числа по старому стилю или  17 по стилю новому православные россияне , в их числе и москвичи молятся,  произнося следующие  слова:  "Припадаем и преклоняемся    перед  святою  и пречестною иконою твоею, ею же дивная и преславная чудеса содеваеши, от огненного запаления и молниеносного грома жилища наши спасаеши".  Следовательно,  люди  полагают,  что "Неопалимая Купина" защищает имущество от огня. До  1917 года иконы её были обязательной принадлежностью каждой московской пожарной команды. Хотя и считалось кое-кем что она,  "Неопалимая Купина",  не только защищала от огня,  но могла в то же время наслать и гром, и молнии, и огонь, и камни с неба, подобно самому Илье-пророку.
Кроме иконы "Неопалимая Купина",в московских  пожарных частях обязательно были и иконы Николая Угодника, как исстари называли и  сейчас называют этого святого и чудотворца на Руси.  Он является одним изособо  чтимых святых,  покровителей самых разных  сторон жизни людей,  в том числе, естественно, и пожарных.                
Какова история  этого культа?  Николай был  архиепископом  в городе Миры Ликийс-кие,  расположенном  на  юге  Малой Азии. Страна Ликия с  6-го века до н.э. находилась  под  властью персов,  затем вошла в состав державы  Александра Македонского и государства Птолемеев,  а позже в Римскую империю,  образовав  в 43  году уже нашей эры Римскую провинцию Ликия и Памфилия. Архиепископ  Николай  после смерти был возведён  церковью  в  "ранг"  святого  и угодника  за  совершенные  им  при  жизни "особо угодные богу  дела и образ жизни", Культ его проник  на Русь ещё до принятия ею христианства,  что произошло,  как все помнят, в 988-989 годах при великом князе Владимире Святославовиче,  в древних русских былинах называемом Красным Солнышком и также  канонизированном  русской православной церковью, Угодника проник на Русь ещё до принятия христианства. День его рождения  или перенесения его мощей в 1087 году, как говорится в православном месяцеслове  "...в 30 седьмицу по Пятидесятнице  (Пятидесятница - День Святой Троицы…" из Мир Ликийских в город Бор (ныне г. Барии в Италии) 9 мая по старому стилю (22 по новому) стал весенним праздником, известным в народе как Никола вешний, весенний Николин день. День же смерти святого и чудотворца - 6 (19) декабря, а произошло это  около 345 года дал основание для другого русского праздника, на званному Никола зимний, холодный.        
   Покровителем  воинов у всех православных народов является святой великомученик Георгий Победоносец. По церковному преданию в третьем веке в Древнем Риме при императоре Диоклетиане  - гонителе христиан (годы жизни  243-313  или 316,  правления 284-305 годы)  жил  военачальник Георгий. Он исповедовал христианство, за это и был предан казни.  К нам, на Русь культ Георгия Победоносца  пришёл с введением христианства,  т.е. после крещения Руси.  Интересно,  что  первым  из русских великих князей,  принявших второе (церковное) имя Георгий, был Ярослав Мудрый.  В 1036 годупосле  победы над печенегами он основал в Киеве  монастырь в честь своего христианского покровителя.  Монастырь был освящён 26 ноября (9 декабря), хотя казнь святого Георгия Победоносца  состоялась 23 апреля (6 мая).                                
Известно,  что московские пожарные команды до 1917 года были оснащены пожарной техникой,  вывозимой  к месту пожаров лошадьми,  так называемыми конскими ходами. При этом каждая пожарная команда комплектовалась лошадьми своего цвета. Так, Мясницкая часть ездила на светло-рыжих лошадях, Сущёвская, Пречистинская,  и Сокольническая - на вороных,  Сретенская  и Рогожсая - на бурых,  Лефортовская и Серпуховская -  на  серых,  Якимнская - чалых, Арбатская -  буланых,  Хамовническая – на светло-буланых,  Тверская  - гнедо-пегих, Пятницкая - на вороно-пегих.            
   Георгий Победоносец считался также покровителем, защитником и шефом московских пожарных. Именно икона с его изображением очень чтилась московскими огнеборцами. Всем известно, что лошадь под Георгием на иконе имеет белый окрас. Однако старые пожарные рассказывали, что лошадь Георгия на  иконе пожарные красили под цвет лошадей своей части. Поэтому, приходя к кому либо в гости и взглянув на икону, вы могли сразу определить, в какой части служит хозяин.                                  
У католиков за безопасность "отвечает" святой Флориан, который, будучи центурионом  -  командиром центурии,  т.е.  сотни бойцов  римского  войска,  прославился  в борьбе с пожарами.                      
В исламе,  по  словам старых,  опытных мусульман - бывалых  пожарных правоверных оберегает  от  вышедшего  из под контроля огня пророк Хадид,  а у иудеев, по мнению главного раввина России, такое важное дело господь не доверяет никому и занимается им лично сам.                        
Приведённая краткая информация возможно заинтересует читателей. Борьба с пожа-рами  (ватрогасная работа,  от древнеславянского ватра - огонь)  в религии всегда была делом богоугодным,  и, наверное, нам приятно помнить о том, что некоторые "ответственные"  святые радеют над нашей безопасностью от всё пожирающего пламени.  
Приятно, что тут говорить.  Однако история,  а  она свидетель беспристрастный, показывает,  что борьба с пожарами только тогда может быть успешной, когда ею серьёзно занимаются люди - творцы всего,  что создано на Матушке-Земле. Лишь воля, ум и знание,  навыки  и  мастерство, настойчивость и целеустремлённость  человека,  не только Homo sapiens - человека разумного, но  уже  давно человека созидающего могут привести  к  успеху  в  этом богоугодном, ватрогасном деле. Так что в повседневной жизни  и работе следует  руководствоваться  правилом: "На бога надейся, а сам не плошай". Эту общеизвестную  хрестоматийную  истину нелишне еще раз напомнить всем читателям